Среда, 08.05.2024, 04:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Сайт-портфолио учителя информатики и ИКТ                    Паравиной Алины Сергеевны

Методическая копилка

Главная » Файлы » Мои файлы

Педагогический проект: разработка программы внеурочной деятельности "Компьютерная графика в операционной системе Linux"
16.05.2013, 21:53
Статья участвует в конкурсе «Образование 3.0»

     Ознакомиться со статьей  полностью можно по ссылке <Скачать с сервера>



АННОТАЦИЯ

 

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а так же самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.


Целью внеурочной деятельности  является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.

В процессе выполнения проекта на основе анализа материалов стандарта, анализа предложенного спектра примерных программ внеурочной деятельности в начальной школе, анализа предложенного спектра программ внеурочной деятельности по информатике в начальной школе, анализа литературы по теории и практике разработки и применения программ внеурочной деятельности были

· приведены научно-методические обоснования разработки авторской программы внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления познавательного вида по информатике;

· разработана авторская программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления познавательного вида по информатике по теме «Компьютерная графика в операционной системе Linux».

 

ВВЕДЕНИЕ

«Вечным законом да будет:

учить и учиться всему через примеры,

наставления и применение на деле».

Ян Амос Коменский

 

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих интересов, мотивов.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

- учёт возрастных особенностей;

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;

- связь теории с практикой;

- доступность и наглядность;

- включение в активную жизненную позицию.

Существуют программы внеурочной деятельности по различным направлениям внеурочной деятельности. Но хочется отметить отсутствие предложения таких программ из области «Информатика и ИКТ». Хотя формирование ИКТ-компетентности должно происходить практически на всех уроках в соответствии с образовательной программой НОО. Возникает противоречие между необходимостью формирования ИКТ-компетентности на уроках и недостаточными временными ресурсами для использования информационных технологий в процессе обучения.

Данное противоречие позволяет сформулировать профессиональную проблему: недостаток временных ресурсов для формирования ИКТ-компетентности на уроках предполагается компенсировать за счет внеурочной деятельности, однако отсутствие выбора программ по информатике лишает возможности формирование ИКТ-компетентности на должном уровне.

Гипотеза: для формирования ИКТ-компетентности необходимо разрабатывать качественные программы внеурочной деятельности по информатике и ИКТ, которые будут направлены на развитие метапредметных и личностных результатов.

Для подтверждения гипотезы необходимо научно-методическое обоснование создания банка программ внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» и апробация их в образовательных учреждениях.

Цель работы: теоретическое обоснование создания банка программ внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ», создание и апробация авторской программы «Компьютерная графика в операционной системе Linux».

Задачи:

·       изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме;

· проанализировать возможные направления изучения информационных технологий в начальной школе;

·       выбрать направление изучения информационных технологий в начальной школе в соответствии с техническим и программным обеспечением образовательного учреждения;

·       разработать и реализовать авторский курс в 2013-2014 учебном году.

Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности, развитие метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» в начальной школе.

Предмет исследования: образовательная программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления познавательного вида по информатике.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы и интернет-источников, наблюдение педагогического процесса в школе.

Актуальность данной темы вызвана переходом на новые образовательные стандарты второго поколения, рассматривающие личностное развитие ребенка как одно из приоритетных направлений в образовании. Внеурочная деятельность призвана реализовать это направление. «Школа после уроков» должна предоставлять широкий выбор деятельности по интересам, предоставляя детям и их законным представителям право выбрать занятие по душе и по интересам.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внеурочную деятельность можно осуществлять по различным учебным предметам. Вопросами реализации данной деятельности в общеобразовательном учреждении занимаются М.Б. Балк, Н.П. Булатов, О.Ф. Кабардин, В.И. Казаренков, П.И. Пидкасистый, В.С. Ханчин и.др. [1, с.21].

В настоящее время внеурочная деятельность исследуется многими учеными в различных аспектах. Такие педагоги как М.Б. Балк, В.Г. Борисов, Н.П. Булатов, Е.А. Дышинский, О.Ф. Кабардин, Б.А. Кордемский придерживаются мнения, что она направлена на расширение содержания изучаемых предметов [5, с.24].

Воспитательному аспекту учебной деятельности учащихся на внеурочных занятиях уделяют внимание Ю.К. Бабанский, Д.И. Водзинский, Б.З. Вульфов, Т.А. Ильина и др.

Чаще всего обозначается воспитательная работа. Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и приподнятости.

Сущность внеурочной деятельности школьников, требования к организации внеклассной воспитательной работы и проблемы подготовки к ней глубоко раскрываются в трудах выдающихся педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Н. Терского, С.Т. Шацкого, Д.В. Григорьева и П.В. Степанова и др.

Современные аспекты организации внеурочной деятельности школьников рассматриваются в работах Л.В. Байбородовой, О.С. Газмана, А.В. Иванова, В.А. Караковского, М.И. Рожкова, В.П. Сергеевой, С.А. Шмакова, Н.Е. Щурковой и др.

«…В режиме внеурочной (внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся, называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием» [Н.Е. Щуркова].

«…Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения» [Д.В. Григорьев и П.В. Степанов].

 

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ LINUX»


Пояснительная записка

«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».
Шарль Луи Монтескье

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями. Они проникают в нашу жизнь с разных сторон. Компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Она используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов, рекламы. Эти сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты.

К пропедевтическому обучению основам компьютерной графики школьников 2 класса следует отнести умение работать с прикладным программным пакетом векторной и растровой графики. Курс «Компьютерная графика в операционной системе Linux» выбран не случайно. Изучение курса даёт возможность познакомиться с приёмами работы художника-графика, художника-дизайнера, познакомиться на практике с использованием современных информационных технологий в области изобразительного, декоративно-прикладного, конструктивного искусства. У освоивших данный курс не возникнет проблем при попытке создать собственную визитную карточку, разработать логотип своей фирмы или собственную Web-страницу, красиво украсить буклет, проиллюстрировать сухой ряд цифр эффектными графиками, диаграммами, скомпоновать текст и рисунки по всем правилам типографского искусства, чтобы они смотрелись наилучшим образом.

Знания, полученные при изучении данного курса, учащиеся могут в дальнейшем использовать при создании рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика в операционной системе Linux», являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.

Поскольку изучение компьютерной графики в операционной системе Linux  не пользуется популярностью в России, то необходимо привлечение внимания к самим графическим программам и возможность их использования в образовательных целях через реализацию кружковых занятий в системе дополнительного образования детей и в школах в будущем.

Содержание программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать,умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.

Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общегообразования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации.

Реформы в образовании позволяют приступить к изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах. Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 2 классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как средство получения новых знаний.

 

Нормативно-правовая база

 

1.  Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (второго поколения).

3.  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4.  Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации.

5.  Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ».

6.  Методическиерекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).

7.  САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».


Назначение программы

Программа курса «Компьютерная графика в операционной системе Linux» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-х классахв форме кружкав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  начального  общего образования второго поколения.

Настоящая дополнительная образовательная программа «Компьютерная графика в операционной системе Linux» построена для учащихся любого начального уровня развития, включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем уровне  и междисциплинарной интеграцией.

Курс «Компьютерная графика в операционной системе Linux» для школьников 2-х классов позволяет заложить основы работы с графической информацией, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно осваивать новые сложные графические программы в основной школе. Основа курса – проектная научно-познавательная деятельность школьников на занятиях. Именно в этой деятельности наиболее полно раскрывается личностный потенциал школьника. Развиваются ценные качества и умения, необходимые современному человеку: критическое, системное и творческое мышление; умение находить решение проблем; умение работать самостоятельно и в команде.

При работе с графическими программами учащиеся:

·                         увидят достоинства и недостатки растровой и векторной графики;

·        научатся самостоятельно находить способы решения творческих и технических задач;

·       изучат форматы графических файлов и целесообразность их использования при работе с различными графическими программами;

·                       научатся принимать решения;

·        научатся создавать личностно значимые проекты.

По типу организации деятельности учащихся курс относится к типу «человек – машина».


 Актуальность и перспективность курса

Актуальность настоящей дополнительной образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня, выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном обществе.

Педагогическая целесообразность изучения дополнительной образовательной программы «Компьютерная графика в операционной системе Linux» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира, людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка в оптимальном возрасте.

Все вышесказанное позволяет сделать выводы об актуальности программы «Компьютерная графика в операционной системе Linux».

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Голунова, А.А.  Подготовка будущего учителя к внеурочной деятельности по предмету как фактор формирования профессиональной компетентности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Оренбург, 2006. - 265 с.

2.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.

4. Кравцова, Л.М. Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной деятельности со школьниками: дис. ... канд. пед. наук [Текст] : 13.00.08 / Кравцова Лариса Михайловна; Ур. гос. ун-т физкультуры. - Челябинск, 2010. - 185 c.

5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

6. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

7.  Методические рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.

8.  Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002.

9.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.

10. Ухтомский А.А. Избранные труды.-М.: Наука, Ленинград. Отд-ние, 1978.-358с.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

12. Щуркова Н.Е. Лекции о воспитании. – М., 2009.

13. Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2010.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

1. http://persev.ru/psychological_dictionary.

2.http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/obnovlennyj-metodicheskij-konstruktor-vneurochnoj-deyatelnosti

3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768

4.http://studyb00ks.ru/shkola-pedagogika-upravlenie/13577-sistema-vospitanija-v-shkole-i-prakticheskaja.html



Приглашаем принять участие в конкурсах для педагогов и учащихся от АНО «ЦПИ «Ариадна»
Категория: Мои файлы | Добавил: Alichka
Просмотров: 4388 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Меню сайта
Календарь
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 107
Форма входа
Поиск по сайту
Статистика
Архив записей
Праздники России
Кнопка сайта
Друзья сайта
Учительский портал

Банк Интернет-портфолио учителей


конкурс сайтов

Продленка

Каталог сайтов

Методсовет

Сайт-портфолио учителя информатики и ИКТ Паравиной Алины Сергеевны

ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани






Счетчик установлен 16.10.2012 г.
счетчик посещений
Сайт занесен во Всероссийский банк сайтов (сертификат) и находится в Каталоге образовательных сайтов на "Учительском портале" 
Конструктор сайтов - uCoz