Целью внеурочной деятельности является содействие
в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы начального общего образования (личностных,
метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов.
В процессе
выполнения проекта на основе анализа материалов стандарта, анализа
предложенного спектра примерных программ внеурочной деятельности в начальной
школе, анализа предложенного спектра программ внеурочной деятельности по
информатике в начальной школе, анализа литературы по теории и практике разработки
и применения программ внеурочной деятельности были
· приведены научно-методические
обоснования разработки авторской программы внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления познавательного вида по информатике;
· разработана авторская программа внеурочной
деятельности общеинтеллектуального направления познавательного вида по
информатике по теме «Компьютерная графика в операционной системе
Linux».
ВВЕДЕНИЕ
«Вечным законом да будет:
учить и учиться всему через примеры,
наставления и применение на деле».
Ян Амос Коменский
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная
программа начального общего образования реализуется образовательным
учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО
следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной образовательной программы начального общего
образования.
Внеурочная деятельность, как и
деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов
освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение
личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной
деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен
узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин,
то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей,
ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной
деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее, исходя из своих
интересов, мотивов.
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
- учёт
возрастных особенностей;
- сочетание
индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь
теории с практикой;
- доступность
и наглядность;
- включение
в активную жизненную позицию.
Существуют программы внеурочной
деятельности по различным направлениям внеурочной деятельности. Но хочется
отметить отсутствие предложения таких программ из области «Информатика и ИКТ».
Хотя формирование ИКТ-компетентности должно происходить практически на всех
уроках в соответствии с образовательной программой НОО. Возникает противоречие
между необходимостью формирования ИКТ-компетентности на уроках и недостаточными
временными ресурсами для использования информационных технологий в процессе
обучения.
Данное противоречие позволяет
сформулировать профессиональную проблему: недостаток временных ресурсов для
формирования ИКТ-компетентности на уроках предполагается компенсировать за счет
внеурочной деятельности, однако отсутствие выбора программ по информатике
лишает возможности формирование ИКТ-компетентности на должном уровне.
Гипотеза: для
формирования ИКТ-компетентности необходимо разрабатывать качественные программы
внеурочной деятельности по информатике и ИКТ, которые будут направлены на
развитие метапредметных и личностных результатов.
Для подтверждения гипотезы
необходимо научно-методическое обоснование создания банка программ внеурочной
деятельности по предмету «Информатика и ИКТ» и апробация их в образовательных
учреждениях.
Цель
работы: теоретическое обоснование создания банка программ
внеурочной деятельности по предмету «Информатика и ИКТ», создание и апробация
авторской программы «Компьютерная
графика в операционной системе Linux».
Задачи:
·
изучить и
проанализировать научно-методическую литературу по теме;
· проанализировать
возможные направления изучения информационных технологий в начальной школе;
·
выбрать направление
изучения информационных технологий в начальной школе в соответствии с
техническим и программным обеспечением образовательного учреждения;
·
разработать и
реализовать авторский курс в 2013-2014 учебном году.
Объект исследования: процесс формирования ИКТ-компетентности, развитие
метапредметных и личностных результатов во внеурочной деятельности по предмету
«Информатика и ИКТ» в начальной школе.
Предмет исследования: образовательная программа внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления познавательного вида по информатике.
Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы и
интернет-источников, наблюдение педагогического процесса в школе.
Актуальность данной
темы вызвана переходом на новые образовательные стандарты второго поколения,
рассматривающие личностное развитие ребенка как одно из приоритетных
направлений в образовании. Внеурочная деятельность призвана реализовать это
направление. «Школа после уроков» должна предоставлять широкий выбор
деятельности по интересам, предоставляя детям и их законным представителям
право выбрать занятие по душе и по интересам.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Внеурочную деятельность можно
осуществлять по различным учебным предметам. Вопросами реализации данной
деятельности в общеобразовательном учреждении занимаются М.Б. Балк, Н.П.
Булатов, О.Ф. Кабардин, В.И. Казаренков, П.И. Пидкасистый, В.С. Ханчин и.др. [1,
с.21].
В настоящее время внеурочная
деятельность исследуется многими учеными в различных аспектах. Такие педагоги
как М.Б. Балк, В.Г. Борисов, Н.П. Булатов, Е.А. Дышинский, О.Ф. Кабардин, Б.А.
Кордемский придерживаются мнения, что она направлена на расширение содержания
изучаемых предметов [5, с.24].
Воспитательному аспекту учебной
деятельности учащихся на внеурочных занятиях уделяют внимание Ю.К. Бабанский,
Д.И. Водзинский, Б.З. Вульфов, Т.А. Ильина и др.
Чаще всего обозначается
воспитательная работа. Основными задачами внеурочной работы признаны создание
благоприятных условий для проявления творческих способностей, наличие реальных
дел, доступных для детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё
романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической перспективы и
приподнятости.
Сущность внеурочной
деятельности школьников, требования к организации внеклассной воспитательной
работы и проблемы подготовки к ней глубоко раскрываются в трудах выдающихся
педагогов А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, В.Н. Терского, С.Т. Шацкого, Д.В.
Григорьева и П.В. Степанова и др.
Современные аспекты организации
внеурочной деятельности школьников рассматриваются в работах Л.В. Байбородовой,
О.С. Газмана, А.В. Иванова, В.А. Караковского, М.И. Рожкова, В.П. Сергеевой, С.А.
Шмакова, Н.Е. Щурковой и др.
«…В режиме внеурочной
(внеклассной) деятельности ядром воспитательного процесса становится и
традиционно является в российской школе групповая деятельность учащихся,
называемая в практике групповым делом или воспитательным мероприятием» [Н.Е.
Щуркова].
«…Время, отведенное на
внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных
от урочной системы обучения» [Д.В. Григорьев и П.В. Степанов].
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
В ОПЕРАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ LINUX»
Пояснительная записка
«Надо много учиться, чтобы знать хоть немного».
Шарль Луи Монтескье
Современное
состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом
социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью
овладения современными информационными технологиями. Они проникают в нашу жизнь с разных сторон. Компьютерная графика занимает
по популярности одно из первых мест. Она используется для создания
мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов, рекламы. Эти
сферы понятны и очень привлекательны для ребят, поэтому все большее число
учащихся хочет научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя
имеющиеся графические пакеты.
К пропедевтическому обучению
основам компьютерной графики школьников 2 класса следует отнести умение
работать с прикладным программным пакетом векторной и растровой графики. Курс «Компьютерная
графика в операционной системе Linux» выбран не
случайно. Изучение курса даёт возможность познакомиться с приёмами работы
художника-графика, художника-дизайнера, познакомиться на практике с
использованием современных информационных технологий в области
изобразительного, декоративно-прикладного, конструктивного искусства. У
освоивших данный курс не возникнет проблем при попытке создать собственную
визитную карточку, разработать логотип своей фирмы или собственную
Web-страницу, красиво украсить буклет, проиллюстрировать сухой ряд цифр
эффектными графиками, диаграммами, скомпоновать текст и рисунки по всем
правилам типографского искусства, чтобы они смотрелись наилучшим образом.
Знания, полученные при
изучении данного курса, учащиеся могут в дальнейшем использовать при создании
рекламной продукции, для визуализации научных и прикладных исследований в
различных областях знаний - физике, химии, биологии и др. Созданное изображение
может быть использовано в докладе, статье, мультимедиа презентации, размещено
на web-странице или импортировано в документ издательской системы. Знания и
умения, приобретенные в результате освоения курса «Компьютерная графика в
операционной системе Linux», являются фундаментом для дальнейшего
совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации,
видеомонтажа, создания систем виртуальной реальности.
Поскольку
изучение компьютерной графики в операционной системе Linux не
пользуется популярностью в России, то необходимо привлечение внимания к самим
графическим программам и возможность их использования в образовательных целях
через реализацию кружковых занятий в системе дополнительного образования детей
и в школах в будущем.
Содержание
программы направлено на воспитание интереса познания нового, развитию наблюдательности,
умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать,умения решать учебную задачу творчески.
Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения
тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках.
Программа
разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также
возрастных и психологических особенностей младшего школьника.
Изучение информационных технологий в начальной
школе является неотъемлемой частью современного общегообразования
и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного
миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как
современного средства обработки информации.
Реформы в образовании позволяют приступить к
изучению информатики (по базисному учебному плану) только в 3-4 классах.
Настоящая дополнительная образовательная программа дает возможность учащимся 2
классов приступить к изучению новых информационных технологий с пользой для
себя на соответствующем им уровне развития, учиться применять компьютер как
средство получения новых знаний.
Нормативно-правовая база
1. Закон
Российской Федерации «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования (второго поколения).
3. Концепция
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4. Концепция модернизации дополнительного
образования детей Российской Федерации.
5. Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002
г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного
процесса в ОУ».
6. Методическиерекомендации
о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо
Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
7. САНПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях».
Назначение
программы
Программа курса «Компьютерная графика в операционной системе
Linux» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во
2-х классахв форме кружкав соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом
начального общего образования
второго поколения.
Настоящая дополнительная образовательная
программа «Компьютерная графика в операционной
системе Linux» построена для учащихся любого начального уровня развития,
включая «нулевой» и реализуется за счет внеклассной деятельности. В программе
осуществлен тщательный отбор и адаптация материала для формирования
предварительных знаний, способствующих восприятию основных теоретических
понятий в базовом курсе информатики и информационных технологий, в соответствии
с возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний на соответствующем
уровне и междисциплинарной интеграцией.
Курс
«Компьютерная графика в операционной системе Linux» для
школьников 2-х классов позволяет заложить основы работы с графической
информацией, благодаря которой в будущем учащиеся смогут самостоятельно
осваивать новые сложные графические программы в основной школе. Основа курса –
проектная научно-познавательная деятельность школьников на занятиях. Именно в
этой деятельности наиболее полно раскрывается личностный потенциал школьника.
Развиваются ценные качества и умения, необходимые современному человеку: критическое,
системное и творческое мышление; умение находить решение проблем; умение
работать самостоятельно и в команде.
При
работе с графическими программами учащиеся:
· увидят достоинства и недостатки растровой и
векторной графики;
·
научатся самостоятельно находить способы решения
творческих и технических задач;
· изучат форматы графических файлов и
целесообразность их использования
при работе с различными графическими программами;
·
научатся принимать решения;
·
научатся создавать личностно значимые проекты.
По типу
организации деятельности учащихся курс относится к типу «человек – машина».
Актуальность и перспективность курса
Актуальность настоящей дополнительной
образовательной программы заключается в том, что интерес к изучению новых
технологий у подрастающего поколения и у родительской общественности появляется
в настоящее время уже в дошкольном и раннем школьном возрасте. Поэтому сегодня,
выполняя социальный заказ общества, система дополнительного образования должна
решать новую проблему - подготовить подрастающее поколение к жизни, творческой
и будущей профессиональной деятельности в высокоразвитом информационном
обществе.
Педагогическая
целесообразность изучения дополнительной образовательной
программы «Компьютерная графика в операционной
системе Linux» состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего
поколения новые компетенции, необходимые в обществе, использующем современные
информационные технологии; позволит обеспечивать динамическое развитие личности
ребенка, его нравственное становление; формировать целостное восприятие мира,
людей и самого себя, развивать интеллектуальные и творческие способности
ребенка в оптимальном возрасте.
Все вышесказанное позволяет сделать
выводы об актуальности программы «Компьютерная графика в операционной системе
Linux».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Голунова, А.А.
Подготовка будущего учителя к внеурочной деятельности по предмету как фактор
формирования профессиональной компетентности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук
: 13.00.08. - Оренбург, 2006. - 265 с.
2. Григорьев Д.В.,
Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. – М., 2010.
3. Григорьев Д.В.,
Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность.
Проблемно-ценностное общение. - М., 2011.
4. Кравцова, Л.М.
Развитие готовности будущего учителя физической культуры к внеурочной
деятельности со школьниками: дис. ... канд. пед. наук [Текст] : 13.00.08 /
Кравцова Лариса Михайловна; Ур. гос. ун-т физкультуры. - Челябинск, 2010. - 185
c.
5. Маленкова Л.И.
Воспитание в современной школе. - М., 1999.
6. Методические
рекомендации по организации внеурочной деятельности и пребывания учащихся в
образовательных учреждениях во второй половине дня / Сост. В.И. Никулина, Н.В.
Екимова. – Белгород, 2010.
7. Методические
рекомендации по разработке программы воспитания и социализации обучающихся
начальной школы / Сост. В.И. Никулина, Н.В. Екимова. – Белгород, 2010.
8. Педагогический
энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2002.
9. Примерная
основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа
/Сост. Е.С. Савинов. – 2-е изд., перераб. – М., 2010.
10. Ухтомский А.А.
Избранные труды.-М.: Наука, Ленинград. Отд-ние, 1978.-358с.
11. Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования.
12. Щуркова Н.Е. Лекции о
воспитании. – М., 2009.
13. Щуркова Н.Е.
Программа воспитания школьника. - М., 2010.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. http://persev.ru/psychological_dictionary.
2.http://ipk74.ru/virtualcab/professional/vneurochnaya-deyatelnost/obnovlennyj-metodicheskij-konstruktor-vneurochnoj-deyatelnosti
3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768
4.http://studyb00ks.ru/shkola-pedagogika-upravlenie/13577-sistema-vospitanija-v-shkole-i-prakticheskaja.html